Законодательство по охране труда

Управление охраной труда осуществляется на четырех уровнях:

- международном;

-   федеральном;

-   региональном;

-   локальном (на уровне организации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Основой международного законодательства об охране труда являются:

-   Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.;

-   Европейская социальная хартия (новая редакция) от 3 мая 1996 г.;

-   Конвенции и декларации Международной организации труда (МОТ) (О безопасности и гигиене труда и производственной среде 1981 г № 155; О принудительном труде 1930 г. № 29; Об упразднении принудительного труда 1957 г. № 105; О возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве 1925 г. № 17; и др.).

Российское законодательство по охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из:

-   федеральных законов;

-   иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

-   законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Конституционные принципы законодательства об охране труда закреплены в статьях 7 и 37 Конституции РФ и определяют, что:

-   в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей;

-   устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда;

-   обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

-   развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты;

-   каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы;

-   признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральными законами способов их разрешения, включая право на забастовку;

-   каждый имеет право на отдых;

работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда, относятся:

-   Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ);

-   Гражданский кодекс РФ (ГК РФ);

-   Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ);

-   Федеральный закон от 24 июля 1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

-   Федеральный закон от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

-   Федеральный закон от 21 июля 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

-   Федеральный закон от 8 августа 2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

-   Иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации являются:

-   Указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

-   постановления и распоряжения правительства Российской Федерации;

-   нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (постановления, распоряжения, приказы министерств и ведомств).

В соответствии со статьей 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативно-правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.