Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществления ими любых видов деятельности.

В Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 №1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" вместо Постановления Правительства РФ от 23 мая 2000 № 399 установлен новый порядок разработки, утверждения и изменения нормативно-правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда. К таким актам относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса). 
Проекты актов разрабатываются соответствующими федеральными органами исполнительной власти с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и работодателей. Также они могут быть подготовлены государственными внебюджетными фондами и иными организациями и переданы в указанные органы. 
Проект рассматривается на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. После этого акт издается Минтрудом России. В аналогичном порядке вносят изменения в акты, содержащие требования охраны труда. 
Основаниями для корректировки могут быть результаты исследований состояния и причин производственного травматизма и профзаболеваний; внедрение новой техники и технологий; изменение законодательства об охране труда. 
Федеральные и региональные органы исполнительной власти вправе вносить предложения о гармонизации актов с нормами международного права в области охраны труда. 

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» установлены обязательные требования к условиям и порядку разработки, принятия и применения требований к продукции, а также процессам ее производства, эксплуатации и хранения, перевозки, реализации и утилизации в целях сохранения жизни и здоровья работников, охраны окружающей среды, сохранения имущества работодателя, государственного или муниципального имущества и т.д. Такие требования содержатся в технических регламентах, которые устанавливаются международными или федеральными законами (в исключительных случаях — указами Президента РФ либо постановлениями Правительства РФ).

Все остальные требования, относящиеся к характеристикам продукции и производства, технологий, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и др., содержатся в национальных стандартах либо в стандартах организаций, которые в свою очередь не должны противоречить техническим регламентам.

В субъектах Российской Федерации законодательство об охране труда состоит из Конституций или Уставов субъектов Российской Федерации, законов об охране труда, социальном партнерстве, об объединении работодателей и др.

Нормативные правовые акты по охране труда, принимаемые субъектами Российской Федерации, а также локальные нормативные акты не могут содержать требования, ухудшающие положение работников по сравнению с требованиями, принятыми в государственных нормативных актах.

Локальные нормативные акты по охране труда принимаются работодателем и решают вопросы, не урегулированные нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов. К локальным нормативным актам можно отнести:

-   коллективные договора и соглашения об охране труда;

-   инструкции по охране труда;

-   стандарты организаций;

-   положения, приказы и т.д.

Локальные нормативные акты делятся на два вида: принимаемые работодателем единолично и принимаемые с учетом мотивированного мнения представительного органа работников (например, профсоюза).
Локальные нормативные акты организации, принятые без учета мотивированного мнения представительного органа работников (если его наличие обязательно), являются недействительными и не принимаются.