Правовые основы государственного управления охраной труда

Государственное управление охраной труда в соответствии со ст.35.1 ТКРФ осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и др. федеральными органами исполнительной власти.

     В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, - соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.
          Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
     Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты."

          Правовые мероприятия - создание системы правовых норм и нормативов, устанавливающих стандарты безопасных и здоровых условий труда на государственном уровне. Система правовых норм и нормативов основывается на Конституции РФ, принятой Всенародным голосованием 12.12.93 г. и включает в себя: Федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти РФ, а также отдельные нормативные акты, принимаемые в конкретных организациях в развитие основополагающих государственных актов (законы, постановления, нормы, нормативы, правила, инструкции и другие документы).
          Социально-экономические мероприятия - включают меры государственного стимулирования работодателей по повышению уровня охраны труда, установление льгот и компенсаций при выполнении тяжелых работ, а также за работу во вредных и опасных условиях труда: обязательное социальное страхование и выплату компенсаций при возникновении производственных травм и профессиональных заболеваний; защиту отдельных наименее социально защищенных категорий работников (дополнительные отпуска, ограничения при подъеме и перемещении тяжестей, сокращенный рабочий день, повышение заработной платы и ряд других льгот и компенсаций).
          Организационно-технические мероприятия.     Основу этих мероприятий составляет техника безопасности - система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающая воздействие опасных производственных факторов, которая является составной частью охраны труда.

         Организационно-технические мероприятия по охране труда включают широкий диапазон мероприятий по охране труда: создание службы охраны труда и обеспечение службы необходимыми измерительными приборами, нормативными документами и необходимой производственной площадью; создание общественных комиссий по охране труда; распределение должностных обязанностей по охране труда между руководителями и специалистами организации; обеспечение контроля за соблюдением работниками правил по охране труда; организацию обучения, проверку знаний и инструктаж работников; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификацию работ по охране труда; устранение или уменьшение степени воздействия вредных и опасных производственных факторов; применение новых безопасных машин, механизмов и оборудования, технологий и материалов, повышение дисциплины труда и ее составляющих (трудовой, производственной и технологической); планирование и финансирование мероприятий по охране труда, информирование работников о наличии (отсутствии) вредных и опасных факторов, состоянии охраны труда в организации и т.д.

     Санитарно-гигиенические мероприятия - охватывают работы, направленные на снижение вредных производственных факторов, с целью предотвращения профессиональных заболеваний, улучшение условий труда и повышение культуры производства.
     При реализации мероприятий необходимо руководствоваться Гигиеническими критериями и Санитарными правилами и нормами (СанПиН).

     Лечебно-профилактические мероприятия - включают в себя организацию первичных и периодических медицинских осмотров, организацию лечебно-профилактического питания.

     Реабилитационные мероприятия - охватывают проводимую работу по восстановлению здоровья работника, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Реабилитационные мероприятия подразделяются на медицинские, профессиональные и социальные.

     Из других мероприятий охраны труда следует учитывать психофизиологические и мотивационные. Работа по охране труда должна проводиться постоянно, комплексно, целенаправленно и под постоянным контролем. Правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия направлены на их реализацию в организационно-технической работе, непосредственно связанной с производством и определяющей уровень состояния охраны труда в организации.

     Законодательными и нормативными актами определены основные термины и определения по охране и улучшению условий труда:

           Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда (ГОСТ 12.0.002-80 (1999).