Государственная экспертиза условий труда и её функции

Аттестация рабочих мест по условиям труда – это система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работников с условиями труда, сертификации производственных объектов, для подтверждения или отмены права представления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.        

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в ТК РФ включена новая статья - 216.1, которой законодательно определяется правовое положение Государственной экспертизы условий труда.

1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 1 ст. 216.1).

Таким образом, Государственная экспертиза условий труда осуществляется Минздравсоцразвития РФ, а также органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ.

2. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

- качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

- правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда (напомним, что согласно ст. 215 ТК РФ запрещается строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключения государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных проектов государственным нормативным требованиям охраны труда. О государственных нормативных требованиях охраны труда см. ст. 211 ТК РФ);

- фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве (ч. 2 ст. 216.1).

3. Установлено (ч. 3 ст. 216.1), что государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, а также обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации (как следует из приведенного текста, государственная экспертиза условий труда не может осуществляться по инициативе ее работников. Она осуществляется только на основании определений судебных органов и обращений указанных в ч. 3 комментируемой статьи органов и лиц).

1) Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе своими решениями вводить какой-либо особый порядок посещения указанными лицами работодателей. Порядок посещения работниками органов государственной экспертизы условий труда работодателей устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2) Этот порядок распространяется только на посещение работодателей;

- запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и материалы;

- проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

Составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Как следует из приведенного текста, указанные заключения направляются тем органам и лицам, по обращениям которых осуществлялась экспертиза. Если, например, она осуществлялась по определению суда, то в суд, если по обращению работника, то данному работнику и т.д.

Такая ограниченность обязанностей лиц, осуществляющих экспертизу, вызывает сомнения. Если, например, по обращению рабочего было составлено заключение о несоответствии на данном предприятии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, то ограничиться направлением работнику этого заключения явно недостаточно.

Во-первых, не известно, как рабочий распорядится этим заключением. Во-вторых, исправлять положение с условиями труда на данном предприятии следует начинать немедленно. Поэтому, было бы резонным, если орган экспертизы сделает соответствующее представление работодателю (его представителю) или сообщит о фактах нарушения требований охраны труда в органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (глава 57 ТК РФ).

Обращает на себя внимание также тот факт, что направляют заключения указанным органам и лицам те самые технические исполнители, которые осуществляют экспертизу. По нашему мнению, заключения должны направляться органом государственной экспертизы условий труда, но не его сотрудниками. Это обеспечит достоверность самих заключений и придаст им определенный статус, обеспечит их значимость в представлении органов и лиц, которым они направляются;

- обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

- обеспечивать сохранность материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Правительство РФ постановлением от 25 апреля 2003 г. N 244 "Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации" (в ред. от 01.02.2005 г. N 49) утвердило указанное Положение.

Основной задачей государственной экспертизы условий труда остается оценка качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В результате проведенных экспертиз были установлены многочисленные факты нарушения трудовых прав работников по итогам аттестации рабочих мест. К ним относятся: отмена выдачи молока, предоставления лечебно-профилактического питания, дополнительных отпусков, различного рода доплат; лишение прав работников на льготные пенсии. Во всех случаях нарушения трудовых прав работников органов государственной экспертизы были подготовлены и направлены работодателям заключения, в соответствии с которыми права работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, на льготы и компенсации были восстановлены.

Органы государственной экспертизы условий труда в процессе своей деятельности активно сотрудничали с федеральными органами надзора и контроля.